Факты против заблуждений: Чем не является юзабилити

Представляем вашему вниманию наш перевод статьи, написанной специалистом в области юзабилити Vishal Mehta. Надеемся, эта статья поможет внести ясность в вопрос, что же такое юзабилити, и чем юзабилити не является. Личный блог автора вы можете посмотреть здесь, оригинал статьи — здесь.

Немного справки:
Юзабилити — это термин, которым обозначается удобство интерфейсов (веб-сайтов, приложений и др). Буквально usability — это и есть удобство, но в кругах русскоговорящих специалистов прижилось англоязычное «юзабилити», и используется главным образом по отношению к сайтам.

***

Раздумывая над выбором темы, я ещё больше укрепился в убеждении, насколько важно выявить все «НЕ» в такой сложной теме, как юзабилити. Это поможет (я надеюсь!) выявить заблуждения о предмете и вынести больше вопросов на обсуждение. Возьмём в наше путешествие распространённые (и не очень) мифы о юзабилити.

Юзабилити — это дорого

Известно, что Microsoft, IBM и многие другие компании тратят огромное количество ресурсов (денежных и человеческих) на исследования в области юзабилити, и это действительно очень дорого. Но обыкновенное удобство не требует больших затрат.

Я согласен, это не бесплатное сырьё — здесь есть, за что платить. Но в большом количестве случаев юзабилити совсем не так дорого, как может показаться. Главная причина неправильного представления о дороговизне юзабилити, это то, что в природе нет инструментов для измерения удобства. Это прекрасная почва для рождения споров и заблуждений.

Юзабилити — это бесплатно

В противоположность предыдущему заблуждению, множество людей верит, что юзабилити может быть бесплатным. Я видел многих, кто просит предложений по улучшению удобства их сайта или продукта — на LinkedIn. Это неубывающая толпа, которая просит меня лично предложить что-нибудь по юзабилити их сайтов. Что ж, в такой субъективной теме, как юзабилити, недостаток реальных обязательств в вопросах и ответах порождает ещё большую субъективность. Бесплатные советы есть везде, но по моему мнению, многие из них не намного полезнее, чем всяческие гороскопы и предсказания.

Юзабилити — это минимализм

Концепция минимализма привлекательна в сегодняшнем шумном мире. Минимализм — это избавление от загромождений с помощью игры с контентом, числом страниц, размером элементов, изображений, пустых пространств и навигации. Очень важно отметить — юзабилити почти всегда ведёт к определённому минимализму, но обратное неверно.

Стремление к минимализму недостаточно для юзабилити. Есть множество областей, в которых нужно достигнуть компромисса между этими двумя не очень хорошо понимаемыми понятиями. Например, использование графических иконок и кнопок, занимающих меньше пространства, чем текстовые меню. Или попытка подогнать весь контент под размер экрана с помощью уменьшения размера шрифта до полной его нечитаемости… Для каждого случая нужно подбирать собственное решение.

Юзабилити — это впечатление пользователя

Фундаментальное различие — «Легко пользоваться» и «Хочу пользоваться». Вот лучший из возможных примеров — сайт Джекоба Нилсена, гуру в области юзабилити. Он действительно гуру, его сайт очень функционален и прост в использовании. Но как вы думаете, он произведёт впечатление на пользователя? Будут ли пользователи просматривать этот сайт для получения хорошего впечатления? Ответ — НЕТ.

И вновь, есть некоторые разработчики, которые верят, что создание хорошего впечатления на пользователя — это всё, что нужно, чтобы сайт был удобен. Это — причина мифа. Прекрасное впечатление пользователя может быть разрушено недостатками в удобстве. Очень важно найти правильный баланс.

Юзабилити — это сплошное искусство

Искусство — это нечто, которое наполняет смыслом жизнь разработчиков, работающих в одиночестве! Применяя это как аналогию, я делал свои советы и предложения по юзабилити далёкими от искусства и абстракции. Этот миф — самый предосудительный из всех остальных. Люди думают, что ты должен быть художником или дизайнером, чтобы разрабатывать юзабилити. Но юзабилити не нуждается в художниках, ему нужны фундаменталисты, практичные и наблюдательные.

Талант художника, конечно, помогает перевести юзабилити в визуальный дизайн. Но с другой стороны, юзабилити уже превратилось в научную дисциплину, и компаниям нет необходимости привлекать сюда художников. Одно очко в пользу мифа: никто не отрицает, что в лучших юзабилити вокруг нас были элементы искусства, и это будет продолжаться. Но…

Юзабилити — это простота

Простота субъективна. Юзабилити тоже субъективно, но простота субъективна по определению. Обычные пользователи ничего не знают о технологиях и дизайне, но они не дураки. Но, к сожалению, создание простого часто понимается и осуществляется с отношением к пользователю как к тупому потребителю.

Вы всегда найдёте людей, у которых на сайтах гигантские кнопки, огромные текстовые поля, броские подсказки. Но ваша концепция простоты может не совпадать с таковой у ваших пользователей. Слепой подход к простоте не приводит к удобству. Юзабилити — это простота осмысленная, а не буквальная. Следовательно, этот миф попросту опасен.

Юзабилити убивает креативность

Это одно из самых распространённых заблуждений (и прекрасно объясняется на сайте Джекоба Нилсена). Люди считают, что формальность и научность в юзабилити угрожает креативности, и стремятся к компромиссному результату. Но надо понимать, что формальные технологии и научный процесс — это всего лишь инструменты для работы над юзабилити. Это направления, а не правила. Следуя им безукоснительно, вы, конечно, потеряете возможность для творческого размаха. Используя их как инструменты, вы добавите удобства в ваш дизайн.

Юзабилити — это здравый смысл

Здравый смысл имеет риск стать слишком необычным, если мы будем считать, что он может быть здравым для всех. Вообще-то, здравый смысл — это мнение, основанное на случайных концепциях и мнениях пользователей. Поэтому не так-то просто найти здравый смысл сразу для всех. Очень немногие вещи могут сделать юзабилити таким же простым для всех, как поиск Google. Это скорее объединение разнообразных наблюдений, мудрости и практики. Этот миф дополняет миф №2 — если уж юзабилити начнёт подчиняться общему здравому смыслу, оно вполне сможет быть бесплатным.

Юзабилити — это хороший дизайн

Хороший дизайн — это лишь результат хорошего юзабилити.  Обратное выглядит скорее как философия. Юзабилити, сделанное с философией хорошего дизайна, сделало бы его эффективным, прощающим ошибки, привлекательным. Это действительно так. Но я не согласен именно с буквальным пониманием этого мифа, будто бы из хорошего дизайна само собой следует хорошее юзабилити. Это похоже на четвёртый миф, «Юзабилити — это впечатления пользователя». Хороший дизайн не спасёт продукт, если он неудобен, низкопроизводителен и имеет ошибки. Удобство таких продуктов не связано с наличием или отсутствием хорошего дизайна.

Юзабилити — это следование правилам

Позвольте мне нарисовать здесь широкую картину. Миллионы книг предлагают детальные  руководства шаг за шагом. Тысячи блогов и статей учат и проповедуют вещи, которые вы сможете принять и использовать. Это хорошо, но вы должны помнить — всё это направления, а не правила. Вы должны рассматривать эти рекомендационные материалы непредубеждённо, берите их к себе на вооружение и работайте над своим стилем. Комплексные предметы не могут быть разобраны на чёткие отдельные шаги, как руководство по установке программы, и юзабилити — не исключение.

Юзабилити — это роскошь

Миф и связанные с ним заблуждения вроде «юзабилити можно сделать в конце» и «нам не нужно юзабилити, чтобы выжить» могут стать фатальными. В сегодняшней жёсткой конкуренции, когда смена продукта не затратна, пользователи не преминут сменить сложный продукт на простой, даже с меньшими возможностями.

Юзабилити быстро становится ключом к выживанию, хотя немногие об этом знают.


Понравилась статья? Поделитесь ею в социальных сервисах!

Автор статьи: Алексей

27 лет, разработчик веб-приложений и интерфейсов. Руководитель и основатель MichnikStudio. Родился в г.Иркутск, расположенном в Сибири, неподалёку от озера Байкал. Позади уже более пяти лет творчества, экспериментов и работы в области веб-разработок. Сперва это было хобби - сайты для себя, для друзей и знакомых. Теперь это профессия, а роль хобби заняли путешествия, гитара, прыжки с парашютом и открытие новых горизонтов во всех возможных направлениях :)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha